вторник, 10 декабря 2019 г.



Муниципальный (отборочный) этап конкурса: 16.01.2020г. в 14.00ч.
Заявку (см. образец в Положении «Уральский характер») и материалы сдать до 13.01.2020г.


Дорогие друзья!
Отделение туризма и краеведения ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» приглашает вас к участию в областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала», который в этом году посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Война унесла миллионы человеческих жизней и стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. Такого беспримерного героизма, мужества и единства, такой воли к победе история XX века еще не знала. Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто был очевидцами тех событий. Наша задача – успеть оценить то, что хранит об этом времени народная память. При выполнении заданий опирайтесь на помощь взрослых – сотрудников музеев, архивов и библиотек, ветеранских объединений, историков и краеведов, педагогов, ваших родных и близких, всех, кому памятны и дороги события военных лет.
Как всегда, помощь в выполнении заданий вам окажут энциклопедии, учебники по истории России и Урала, интернет-источники, краеведческая и художественная литература. В работе не забудьте указать источники, на которые вы опирались. Как и в прошлые годы, ответы на задания мы ждем от вас в рукописном виде. Постарайтесь выполнять работы четким, аккуратным почерком. Попросите, чтобы взрослые проверили их на наличие ошибок. Стремление придать работам интересное оформление продемонстрирует ваше заинтересованное отношение к делу.
При проверке ваших работ будут учитываться содержательность и правильность ответов, культура выполнения, самостоятельность, умение выразить собственное мнение. Максимальная оценка, которую вы сможете получить за выполнение заочных заданий – 50 баллов, еще 50 баллов можно будет заработать на очном этапе за выполнение заданий интегрированного тура и защиту задания № 12.
Обучающиеся 1-2 классов из 12 предложенных заданий должны выполнить 10 заданий – так, чтобы получилось по 2 задания в каждом блоке. Школьникам 3-4 классов необходимо выполнить все задания.
Работы на областной этап конкурса необходимо направлять по адресу: 620034, г. Екатеринбург, ул. Опалихинская, 25. Сведения о необходимой сопровождающей документации, критерии оценки заданий заочного тура и защиты творческих работ на очном этапе конкурса представлены в положении об областном краеведческом Конкурсе-форуме «Уральский характер». Сроки предоставления конкурсных материалов будут указаны в информационном письме о проведении Конкурса-форума «Уральский характер», которое будет размещено на сайте ГАНОУ СО «Дворец молодёжи https://dm-centre.ru/forum-uralskyi-harakter

Желаем удачи всем участникам конкурса!

БЛОК 1.
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ

Задание 1. 22 июня 1941 года навсегда разделил историю нашей страны на 2 части: «до» и «после».  В этот день началась Великая Отечественная война.  О первом дне войны у Константина Симонова есть такие строки:
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду,
На всех, на все четыре года.

1.     Найдите 3 стихотворения, посвященные первому дню войны. Укажите авторов и названия произведений.
2.        Сочините свое собственное стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне.
3.      Эта песня была создана в самом начале войны и стала своеобразным гимном защиты Родины от фашистов. Впервые она прозвучала 26 июня 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Напишите, что это за песня, кто автор музыки и слов. Попробуйте выучить песню наизусть и спеть её своим родным и друзьям.
4.     Найдите среди своих родственников или земляков тех, кто помнит тот день, когда началась Великая Отечественная война. Запишите их воспоминания и пришлите нам ( 1-2 страницы).
Задание 2. Прочтите текст и вставьте в него пропущенные слова:
Великая Отечественная война длилась             дней и унесла жизни десятки миллионов         человек.         Много         подвигов         совершили       бойцы
                            Армии и пограничники в первые дни войны. Так, малочисленный   гарнизон                                     _ крепости, окруженной врагом,           держался     целый     месяц.     Одним     из     героев     обороны
                                                            крепости                был                пионер
                                                                           (указать имя и фамилию).
В первый день войны, отражая атаку вражеских бомбардировщиков, летчик- истребитель                                                                                                     _ (указать фамилию, имя, отчество) израсходовал весь боезапас. Чтобы остановить фашистские самолеты, летчик решился на таран – винтом своего самолета срезал хвост вражеского. Тот потерял управление, загорелся и упал. Многие летчики в годы войны повторили его подвиг.

Германия и ее союзники хотели молниеносно разгромить страну, которая в то      время      называлась                                                                    _ (указать сокращенное название), но им не удалось это сделать, так как советский народ проявил мужество и героизм, стойкость и смелость в защите своего Отечества.
БЛОК 2.
УРАЛЬЦЫ БЬЮТСЯ ЗДОРОВО
Задание 3. В поэме Александра Твардовского про веселого и бесстрашного бойца Василия Теркина есть глава под названием «Кто стрелял?» Речь в ней идет о том, как над головами солдат появился вражеский самолет:

Ты лежишь ничком, парнишка, Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет.
…Ну-ка, что за перемена? То не шутки – бой идет Встал один и бьет с колена Из винтовки в самолет.
…Бой неравный, бой короткий, Самолет чужой, с крестом, Покачнулся, точно лодка,
Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошел по кругу, Кувыркается над лугом, – Не задерживай – давай,
В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, черный, Современный, двухмоторный –
Самолет – стальная снасть – Ухнул в землю, завывая, Шар земной пробить желая И в Америку попасть.

Наш земляк, уроженец Свердловской области, сбил из противотанкового ружья даже не один, а два фашистских самолета.


1.      Определите фамилию, имя, отчество героя.
2.      Опишите наиболее важные эпизоды его фронтовой биографии.
3.             Укажите, как увековечена память о нем.
Подсказка: Герой Советского Союза, погиб 21 марта 1944 года у деревни Ковалевка (Украина, Николаевская область).
4.      Каких Героев Советского Союза-свердловчан вы еще знаете? Назовите 5 имен, кратко напишите, за что они были удостоены этого звания.
Задание 4. В 1943 году на Урале было сформировано уникальное танковое соединение – Уральский добровольческий танковый корпус. Все, что было необходимо для корпуса – от пуговиц на гимнастерках до танков было приобретено на народные сбережения.
1.   Напишите, как вы понимаете слово «доброволец».
2.   Найдите данные о том, сколько заявлений было подано в марте-мае 1943 года от добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей и сколько уральцев было зачислено в Уральский добровольческий танковый корпус.
3.   Когда Уральский добровольческий танковый корпус получил первое боевое крещение? Назовите дату и боевую операцию.
4.   Сколько боевых орденов и медалей вручено танковому корпусу и его воинам?
5.   В каких населенных пунктах нашей страны установлены памятники уральским добровольцам-танкистам? Ответ должен содержать информацию не менее чем о 5 памятниках. Укажите название памятника, где он расположен, кто авторы.
Задание 5. Соберите информацию о ваших земляках, участниках Великой Отечественной войны. Напишите небольшой рассказ об одном из них. Постарайтесь уместить свой текст на 2-3 страницах.

БЛОК 3.
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ, КОМПОЗИТОРОВ, ПОЭТОВ
Задание 6. Перед вами плакаты времен Великой Отечественной войны. Ваша задача:
1.      Добавить надписи, которые присутствуют на каждом из них.
2.      Нарисовать плакат (формат А4), который отражал бы вклад Урала в Победу в Великой Отечественной войне. Жюри оценит  художественное мастерство, воплощенный замысел и актуальность.




___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                               
___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __


___ _ _ _ _ _ _ _ _ ____ _ _ _ _ _ _ _ _
                                  
___ _ _ _ _ _ _______ _ _ _ _ _ _ _ _



___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                               
___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                               
___ _ _ _ _ _ _ _ _ ____ _ _ _ _ _ _ _ __

___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
                               

___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __

___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __
                                 

___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __

Задание   7.   Вместе   со взрослыми  прочитайте  повесть Л. Воронковой
«Девочка из города». Напишите отзыв на эту книгу:
-   в какое время происходили события, описанные в книге;
-   кто главные герои;
-   какие черты характера, поступки главных героев вам понравились, а какие нет;
-   что особенно запомнилось из прочитанного;
-   чему учит эта книга, над какими вопросами заставляет задуматься;
-     посоветуете ли вы другим ребятам прочитать ее, если – да, напишите, почему.
Задание 8. В годы Великой Отечественной войны появилось много пословиц и поговорок, которые отражали события военных лет, мужество, находчивость, военную смекалку, выдержку наших фронтовиков. Закончите пословицу, изречение:
Закон войны нельзя забыть:                                                                             Смелый боец                                                     _                                                Кто в бою вял, тот и                                                                                                   На войне грустить                                                                                                              Смекалка на войне                                                                                            Чем сильнее враг                                                                                                         Хочешь победы                                                                                                   Великая сила                                                                                                    На врага злого                                                                                                  _
Нужна смелость орла                                                                                       

БЛОК 4.
УРАЛ – ФРОНТУ
Задание 9. Урал по праву называют опорным краем нашей Родины. Приведите не менее трех примеров, подтверждающих факт того, что уральцы внесли заметный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Задание 10. Во многом благодаря самоотверженному труду женщин  во время Великой Отечественной войны фронт обеспечивался продовольствием и вооружением. Женщинам пришлось освоить многие мужские профессии: токарей, слесарей, фрезеровщиков, работников металлургической промышленности, комбайнёров, трактористов.
1.    Назовите имя первой в мире женщины, освоившей профессию горнового. Что вы знаете о ее жизни?
2.         Напишите мини-сочинение о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны «Горжусь своими земляками». Члены жюри оценят ваши исторические знания, литературный язык, наличие собственного мнения.

БЛОК 5.
СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ
Задание 11. Перед вами памятники и мемориалы, установленные в городах нашей страны и ближнего зарубежья.
1.    Напишите, в каком месте находится каждый из памятников, кто автор и как он называется.


1.
2.




3.


2.                 Какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, вы знаете в Свердловской области? Посетите эти обелиски и монументы, представьте фотографии и краткое описание не менее 5 памятников – их местонахождение, название, авторов, из какого материала сделаны. Это могут быть памятники участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, труженикам тыла, детям войны. Среди них могут быть и памятники вашего города или поселка.
3.                 Попробуйте сами придумать и изготовить из любого удобного для вас материала модель памятника по теме нашего конкурса. Напишите, кому или чему он будет посвящен, где бы вы хотели, чтобы он находился.
Задание 12. Музейные экспонаты – самые беспристрастные свидетели событий, достоверно отражающие все, что было много лет назад. Побывайте в одном или нескольких музеях, где есть экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Выберите один из экспонатов и составьте рассказ
«О чем поведал мне музейный экспонат». Победители заочного этапа будут защищать это задание на очном туре конкурса. Время представления – не более 5 минут.

Список литературы

1.             Артемов Е.Т., Постников С.П. Их подвиг бессмертен: Памятники и памятные места Великой Отечественной войны: Свердловск- Екатеринбург. – Екатеринбург, 1995. – 23с.
2.             Броня крепка…: Рассказ о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса / Сост. Н.А. Широкова. – Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2000. – 128с. – (Урал. 20 век).
3.             Брюханова Л.И., Кузнецов В.И. Разведчик Николай Кузнецов: Документальная повесть. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1976. – 176с.
4.             Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия для школьников.
– М.: «Олма-Пресс», 2001. – 447 с.
5.             Город на войне: [Стихи о Свердловске] / Свердл. обл. дет.-юнош. б-ка; Сост. М. Никулина. – Екатеринбург, 1995. – 65с.
6.             Гущин С.Н. Повесть о маршале Жукове. – Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2000. – 184с. – (Урал. 20 век).
7.             Добровольцы Урала: Очерки. Воспоминания. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980. – 240с.
8.             Долгушина А.И., Субачев В.В. Истоки уральского характера: учеб. пособие для начальной школы. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. – 123 с.
9.             Женщины и война / Сост. Е.В. Черняк. – Екатеринбург: Издательский дом
«Пакрус», 2000. – 176с. – (Урал. 20 век).
10.             Живые строки войны… / Сост. Ю.А. Левин, В.Г. Лошак. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 352с.
11.             Золотые звезды Свердловчан: Сборник очерков и воспоминаний о Героях Советского Союза – уроженцах Свердловской области. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. – 442с.
12.             История Урала: словарь-справочник / Авт.-сост. И.С. Огоновская. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006. – 432 с.
13.             Календарь краеведа. Краткая летопись событий уральской истории. – Екатеринбург: Дворец молодёжи, 2015. – 132 с.
14.             Корнилов Г.Е. Уральское село и война. – Екатеринбург, 1993. – 175с.
15.             Левин Ю. Дневник Победы: Шли мы на Берлин. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 72с.
16.             Летопись столетия. – Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2000. – 272с. – (Урал. 20 век).

17.             Мой род в истории / Авт.-сост. А.Г. Мосин. – М., Екатеринбург, 2007. – 328 с.
18.             Музеи Свердловской области: справочник. – Екатеринбург: КВАДРАТ, 2006. – 200 с.
19.             Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: учеб. пособие для начальной школы. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. – 128 с.
20.             Образ Урала в изобразительном искусстве / Сост. Е.П. Алексеев. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2008. – 376 с.
21.             Опорный край России. Свердловская область вчера, сегодня, завтра / А. Кириллов, Г. Каёта. – Екатеринбург: Изд-во «Уральский рабочий», 2015. – 192 с.
22.             Особые добровольческие: [О добровольческих формированиях в годы Великой Отечественной войны]. – М.: «Сов. Россия», 1975. – 256с.
23.             Рассказы об уральской истории / Сост. Н.М. Лушникова. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990. – 288 с.
24.             Свердловская область: страницы истории (1934-2014). – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2014. – 544 с.
25.             Суровая память: Стихи поэтов-фронтовиков / Сост. и авт. вступ. ст. Н.Г. Кузин. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. – 175с.
26.             Сражались за Родину: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах: Кн. для чтения по истории / Под ред. М.Е. Главацкого. – Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2000. – 264с.
27.             Урал – земля золотая: Книга пионеров и школьников Свердловской области / Сост.: Н. Попова, Б. Дижур, Е. Хоринская. – Свердловск: ОблГиз, 1952. – 228с.
28.             Урал в годы Великой Отечественной войны. Детский взгляд / Сост. Т.М. Наумова, Л.А. Овчинникова. – Екатеринбург: ООО «Новый стандарт», 2015. – 152 с.
29.             Урал в панораме 20 века. – Екатеринбург: Изд-во СВ-96, 2000. – 496с.
30.             Уральцы бьются здорово. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968. – 228с.
31.             Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург: УрО РАН, Изд-во
«Екатеринбург», 1998. – 621 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий